Бывает, и довольно часто, что собственник, понимая необходимость продажи бизнеса, не откладывает такое дело в долгий ящик. При этом процесс продажи со стороны продавца пускается на самотек. По всей видимости, это происходит потому, что на подсознательном уровне продавец не может смириться с продажей и не принимает никаких действий для ускорения совершения сделки.
Посмотрим, что из этого получается на практике. При таком подходе к продаже, она растягивается не на один год, соответственно и цена на него падает или же цену говорит уже покупатель, который проявляет активное желание купить бизнес. Для того чтобы не потерять свои деньги и драгоценное время, нужно не медлить, а делать все максимально быстро, обдумано, с максимальной ответственностью.
Многие считают, что действующий бизнес – это самый уникальный товар. Множество факторов влияют на его стоимость. Усложняет ситуацию то, что такие факторы очень сложно поддаются оценке и нет уверенности, что человек, который пишет куплю бизнес сегодня, не откажется от этой идеи завтра.
Принцип синергентности – когда все составляющие бизнеса в целом стоят больше, чем сумма его составляющих. Учитывая этот принцип не нужно оставлять без внимания нематериальные активы, они могут значительно повысить цену бизнеса, которая напрямую зависит от заинтересованности ими покупателя и того насколько они готовы пойти в решении вопроса - открою бизнес.
Покупатели у такого товара – достаточно серьезные люди. Их разделяют на три типа:
1. Первый тип – это стратегические инвесторы. Они смотрят на возможность выхода на новый рынок в кратчайшие сроки, увеличение своей части в этом рынке, на репутацию, связи. А уже после на доходы приносимые бизнесом.
2. Второй тип – частные инвесторы. В основном они желают получить реальное предприятие, которое будет приносить доход и в которое можно вкладывать свои деньги. Такой тип покупателей старается найти что-то такое, чтобы могло занять их самих или же членов их семьи, возможно даже то, что помогло бы расширить свой, уже существующий, бизнес.
3. Третий тип – инвесторы. Их еще называют тактическими инвесторами. Это потому, что их интерес представляют доходы и перспективы производства, рост стоимости в будущем, возможность перепродажи.
Как видно каждая группа богата своими желаниями, отличающимися друг от друга. Поэтому, для начала, нужно определить для какого типа покупателей будет представляться Ваш бизнес. Это достаточно важно, так как для самих покупателей это также нестандартный процесс. Большая часть не очень доверяет продавцу, так как, не имея опыта в этой сфере деятельности, они не могут определить настоящее состояние продаваемого бизнеса.