Как только установлены потребности в материальных ресурсах, настает основной этап закупочной логистики, заключающийся в выборе поставщика.
Не так давно поставщик играл исключительно роль продавца, в сферу интересов которого не входили эффективность производственных технологий и качество результатов производства. Сегодня экономические субъекты все больше взаимосвязаны и ответственны друг перед другом, они все чаще становятся партнерами по бизнесу, ведь благодаря партнерству им легче достичь экономичности в работе и улучшения качества продукции.
От адекватного выбора поставщика, точного выполнения поставщиком поставленных задач во многом зависит результативность функционирования всей компании, однако значительность этой операции иногда недооценивают. Актуальность проблемы выбора достаточно высока в связи с наличием огромного количества разнообразных предложений на рынке.
Само собой, выбор поставщика не следует производить интуитивно, он должен обуславливаться наиболее точным соответствием поставщика запрашиваемым услугам, таким как скорость доставки, качество и объемы продукции, стоимость.
Итак, существует два направления для поиска и выявления допустимого поставщика:
1. Из числа поставщиков, с которыми вы уже работали и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как соответствующее подразделение вашей фирмы, как правило, располагает точными данными о деятельности этих компаний.
2. Выбор нового поставщика в результате поиска среди предложений рынка и их анализа. (При этом могут использоваться такие методы как посещение выставок и ярмарок в данной области, объявление закрытых и открытых тендеров, изучение рекламы и каталогов услуг). Для проверки потенциального поставщика требуются значительные затраты средств и времени, поэтому проводить ее следует только среди относительно небольшого числа поставщиков, которые имеют наиболее серьезный шанс заключить с вами договор на поставку.
От вероятного поставщика, конкурирующего с действительными, требуется большая эффективность, которая выявляется в следующих категориях:
а. Надежность снабжения.
б. Минимальное расстояние между поставщиком и потребителем.
в. Скорость выполнения заказов.
г. Условия оплаты.
д. Минимальный размер партии товара.
е. Полнота ассортимента.
ж. Качество обслуживания.
з. Репутация поставщика.
и. Финансовое состояние поставщика, его кредитоспособность и др.
В зависимости от специфики, компания выбирает наиболее важные в выборе поставщика критерии.
После проверки по этим критериям производится выбор.